Конкурс "Дистанционный учитель года 2001"

Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистанционного образования "Эйдос"
3-й Всероссийский конкурс
"Дистанционный учитель года 2001"


Добрый день, мои первые дистанционные ученики!

Меня зовут   Наталия Викторовна,
я работаю учителем русского языка, литературы и риторики
в средней школе № 641 им. С.А. Есенина города Москвы.

      Очень люблю свою работу, в учениках ценю прежде всего широкий кругозор, умение высказать своё мнение и творчески подойти к решению всех вопросов! С такими учениками мне легко и приятно работать.
      Мои ученики сейчас в 8, 9 и 11 классах. Риторику они изучают в 10-11 классах. Мне этот предмет кажется очень нужным, особенно в вашем возрасте! Ведь проблемы общения мы с вами решаем ежедневно! Я сама в школе риторику не изучала (только в университете), поэтому мне особенно интересно работать в этой области!

Никуличева Н.В.

Итак, вы готовы?
Начнем урок!
Сегодняшняя тема звучит так:
Как читать жесты друг друга?

Но начнём, пожалуй, мы не с неё, а с самих себя!

      Уважаемые одиннадцатиклассники! Вы, вероятно, в жизни не раз слышали правильную, красивую речь. Как красив человек, который умеет говорить! Правильная речь - это не только умение владеть богатством языка, это ещё и возможность управлять своим голосом, использовать его богатый диапазон. Давайте потренируем своё дыхание, голос, дикцию. Все упражнения по риторике выполняются стоя!

Упражнение 1. "Свеча"Свеча

      Вы представляете, что перед вами  горящая свеча, пламя которой нужно не погасить, а направить горизонтально! Вам нужно дуть очень-очень осторожно! Тем самым вы пробуете "выдуть" весь запас воздуха из лёгких, а далее обновить его, то есть вдохнуть снова. Но пламя вашей свечи должно принять горизонтальное положение при одном выдохе! Потяните его как можно дольше! Получается?
      Можно поупражняться на настоящей свече или спичке (если разрешит ваш учитель!). Выполняя это упражнение, мы работаем над своим дыханием, чтобы при выступлении нам не приходилось говорить "взахлёб", что очень затрудняет понимание. 

Упражнение 2. "Бабушка Яга"Баба Яга

      Это упражнение на тренировку силы голоса. Мы вслух читаем четверостишие, но при этом меняем громкость (как будто регулируем звук по телевизору):

Мы бродили тёмным бором (спокойным голосом)
Мы спросили дружным хором: (намного громче)
"Дома ль Бабушка Яга?" (совсем громко, крик)
Бор ответил нам: (тише, как вторую строку) "Ага!" (громче, как третью строку).

Получилось? Повторите два раза!
      Этим упражнением мы можем добиться очень большой гибкости голоса, что улучшит вашу речь, окружающие смогут вас лучше понимать, да и вообще человек с твёрдым голосом может многого достичь!

Упражнение 3. "Скороговорки"

      А это упражнение вам, надеюсь, не в диковинку! Вы, конечно, знаете скороговорки и умеете их произносить! Они нужны для улучшения нашей дикции, для отработки произношения отдельных звуков.

      Сначала нужно прочитать скороговорку медленно, вдумчиво, а потом быстрее и быстрее. Попробуйте "перегнать" одноклассников, но не забывайте о качестве!

Об коряги корабль все борта покорябал.

На мели мы налима лениво ловили.
Не меняли налима Вы мне на линя.
О любви не меня ли Вы, Мила, молили?
И в туманный лиман Вы манили меня?

В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира.
И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Получается? Это только маленькая часть тех упражнений, которые можно делать на уроке риторики, работая над собой! Но вы знаете, результат достигается лишь в том случае, если мы работаем регулярно! Так что можете упражняться ежедневно!
      Напишите мне, пожалуйста, как у вас получались упражнения, что вы при этом чувствовали?

      Я думаю, что Вы хорошо поупражнялись и готовы продолжить урок.

продолжение урока

 


©   Всероссийский конкурс "Дистационный учитель года ", 2001
©   Никуличева Наталия Викторовна, 2001
http://www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm
E-mail:  eidos@mailru.com
Используются технологии uCoz